Электронная библиотека

ареста и высылки за границу Б. нелегально вернулся в Россию и сотрудничал в редакциях большевистских печати, органов ("Пролетарий", "Вперёд", "Новая жизнь"). По вопросу об участии большевиков в 3-й Государственной думе стоял на позициях бойкотистов. В 1908 возглавлял т. н. ультиматистов, протестовавших против работы большевиков в легальных органах, был одним из организаторов и лекторов Каприйской школы, из которой впоследствии выросла фракционная группа "Вперёд", и аналогичной школы в Болонье. В 1909 Б. был исключен из партии за фракционную деятельность. Во время 1-й мировой войны Б. занимал интернационалистическую позицию. После Октябрьской революции был членом Комакадемии, читал лекции по экономике в Московском университете. В этот период выступал против политики партии, главным образом в области культуры. В 1918 стал идеологом Пролеткульта, участвовал в организации "Пролетарского университета". С 1921 целиком посвятил себя научным исследованиям, главным образом в области геронтологии и гематологии. Б. - организатор и директор первого в мире Института переливания крови (1926; ныне Центральный ордена Ленина институт гематологии и переливания крови). Умер в результате эксперимента по переливанию крови, поставленного на самом себе. Институту было присвоено имя Б.

Эволюция философских взглядов Б. прошла четыре этапа: стихийный материализм ("Основные элементы исторического взгляда на природу", 1899); увлечение энергетизмом В. Ф. Оствальда ("Познание с исторической точки зрения", 1901); переход к механицизму и махизму ("Эмпириомонизм. Статьи по философии", кн. 1-3, 1904-06). Четвёртый, последний этап связан с отрицанием Б. философии в традиционном смысле, на место которой Б. ставил строго научные ценности. По Б., философские понятия - дух, материя, субстанция и т.п.- суть "идолы и фетиши познания", порожденные трудовыми отношениями в определённую эпоху и не имеющие смысла за её пределами (см. "Очерки по философии марксизма", СПБ, 1908, с. 215-42). Истина, по Б., есть организующая форма коллективного опыта (см. "Философия живого опыта", 1913). Рассматривая марксистскую диалектику как форму организации, упорядочения знания, Б. выдвинул в качестве более совершенной, с его точки зрения, формы свою "организационную диалектику" (см. "Тектология", ч. 3). Производственные отношения, по Б., суть "группы первично-организующих идеологических комбинаций" ("Эмпириомонизм", кн. 3, СПБ, 1906, с. 54, прим.) и поэтому "общественное бытие и общественное сознание, в точном смысле этих слов, тождественны" ("Из психологии общества", СПБ, 1906, с. 57). "Какой бы "точный" смысл слов "общественное бытие" и "общественное сознание" Богданов ни придумывал, остается несомненным, что приведенное нами положение его неверно" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 342-43). Концепция Б. была подвергнута критике В. И.

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
(C) 2009 Электронные библиотеки