Электронная библиотека

В ходе своей идейной эволюции Богданов идет от эмпириомонизма как философии, выражающей специфически "организационную" точку зрения, к созданию "всеобщей организационной науки" - тектологии. По уровню и широте своих обобщений ("весь мир опыта" (см.: Богданов А. А. Всеобщая организационная наука [тектология]. Ч. 1. СПб., 1913 тектология сопоставима с философией, но носит в отличие от последней эмпирический, опытный характер, допуская экспериментальные методы исследования. В сущности, это своего рода "постфилософия", берущая на себя многие ее функции, но на качественно новом уровне. Тектология - единственная наука, которая должна не только вырабатывать свои методы, но также исследовать и объяснять их. Поэтому она представляет собой завершение всего цикла наук. "Всеобщая организационная наука", по Богданову, призвана не только углубить наши знания о действительности, но стать фактором перестройки всей познавательной деятельности (преодоление прогрессирующей научной специализации на основе выдвинутых тектологией общих понятий), а также - что еще важнее - общественных отношений (переход к "интегральному" социальному устройству, в котором момент неорганизованности, проявляющийся в классовой борьбе, кризисах и безработице, будет снят на основе "строго научной планомерности", опирающейся на обобщенное понимание "организациолнных задач").

В этом плане теоретические построения Богданова, которые он считал "идеологией современного технического прогресса", предстают как одна из крайних ступеней в развитии европейского рационализма с его идеей создания "разумного общества" по некоторому хорошо продуманному плану.

В сугубо теоретическом плане тектология может рассматриваться как предвосхищение кибернетики, общей теории систем, а отчасти и синергетики. Однако в специфически идеологическом контексте "организационное" мышление Богданова стало одним из источников современного тоталитаризма с его концепцией "социальной инженерии".

Свои представления о социальной структуре общества Богданов изложил в труде "Наука об общественном сознании", который вышел в 1914, а потом был переиздан в 1923. В нем Богданов дал определение гуманизма, которое приближается к русской философской традиции: "Что такое гуманизм? С внешней стороны гуманизм характеризуется интересом к произведениям античного искусства, науки, философии: разыскиванием того, что от них осталось, их изучение. Подражание их образцам. В действительности он представлял нечто гораздо большее - иначе и не сделался бы необыкновенно широким, по тем временам, и влиятельным культурным течением. Гуманизм был первой попыткой нового европейского общества систематизировать индивидуалистическое мировоззрение. Он сознательно ставил своей целью "humana", "человеческое" (отсюда и слово "гуманизм"), в противоположность "божественному", "divana", царившему до тех пор безраздельно над жизнью ("Наука об общественном сознании").

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
(C) 2009 Электронные библиотеки