Электронная библиотека

Об Авторе

БОГДАНОВ Александр Александрович (Малиновский) (10[22].08.1873-7.04.1928), философ. Родился в г. Соколка Гродненской губ. Окончил медицинский факультет Харьковского университета. За участие в революционном движении был сослан в Вологду, где познакомился с Н. А. Бердяевым и рядом др. известных деятелей. В 1903 примкнул к большевикам (в 1909 изгнан из партии по настоянию Ленина).

Как мыслитель Богданов довольно рано проявил склонность к конструированию всеохватывающей философской системы, дающей целостную картину мира. Рассматривать мир явлений как социальную практику - значит, по Богданову, видеть в нем поле коллективного труда, где сталкиваются человеческая активность и стихийное сопротивление вещей. "Активность" и "сопротивление" - основные понятия богдановской "онтологии практики". Все формы, которые принимает действительность, суть не что иное, как различные сочетания активностей и сопротивлений. В постоянном обновлении этих форм удерживаются те, в которых активности и сопротивления даны в наиболее устойчивом, гармоническом сочетании. Эту обобщенную схему действительности Богданов характеризует как всеорганизационную точку зрения. Ее корни лежат в коллективном труде, а задача состоит в том, чтобы, организуя человеческую деятельность, побеждать стихийное начало мира и в дальнейшем сформировать весь мир в интересах человечества.

Всеорганизационная точка зрения, по Богданову, это не просто чисто интеллектуальная позиция. Она носит классовый характер. Она совершенно чужда буржуазному индивидуализму, но естественна для класса, который своим трудом организует вещный мир и самого себя. Рабочий класс представляется в этой связи наиболее совершенным субъектом организующей деятельности и прообразом человечества как некоего глобального трудового коллектива. Вот почему ему необходимо выработать и сознательно применять собственную систему организующих природу и общественную жизнь методов, составляющих в совокупности совершенно особую пролетарскую культуру.

Исходя из "организационной точки зрения" Богданов разрабатывает философское учение - эмпириомонизм, которое представляет собой теорию и одновременно философскую критику опыта, понимаемого как некая первичная и, в сущности, единственная реальность, с которой имеет дело человек.

Богданов рассматривает процесс познания как смену идеологических форм. В этом процессе идея принципиальной однородности физического и психического опыта выражает собой коллективизм как основополагающий принцип миропонимания пролетариата и противостоит индивидуалистическому социальному опыту буржуазии, центром которого является личное "я".

При переходе от всеобщих принципов организации (выражающих структурность мироздания) к упорядочивающей, "организующей" активности человека в философии Богданова возникает проблема культуры. Культура для него - это способы организации труда, общения, познания и жизни, вырабатываемые крупными социальными коллективами (классами, социальными группами) в качестве общественно принятых.

СкачатьСтраницыГлавнаяВперёд>>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
(C) 2009 Электронные библиотеки